Логин: Пароль:  
 
Регистрация
Основные сведения об образовательном учреждении
Структура и органы управления
Документы
Проверки надзорных органов
Образование
Образовательные стандарты
Руководство и педагогический состав
Мат/тех. обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Финансово-хозяйственная деятельность
Стипендии и иные виды материальной поддержки

Платные образовательные услуги
Вакантные места для приема
Вакантные места для приема в 1 класс
Создание условий для введения ФГОС ОВЗ
Быстрые ссылки
Универсиада 2019
Профстандарт "Педагог" учителя
Безопасность
Паспорт дорожной безопасности
Безопасный маршрут

Антикоррупционная политика
Летний отдых
Социальные услуги
Специализированные математические классы
Молодежная политика города
Школьная служба примирения
Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса
Психолого-педагогическая служба
ВФСК ГТО
Партнерское взаимодействие
Реквизиты
КОНТАКТЫ
Музей
Книгообеспечение
Звонки
Методичка

Инфотека
стажерская площадкаСДО
ФИП
Cтатьи
Школьная жизнь

Всероссийская олимпиада школьников
Государственная итоговая аттестация
Летний отдых
Демос
Фото
Спорт
Полезно и интересно

Школьная жизнь
День ИКТ
Ссылки
Дистанционно

Фестиваль "Здоровая школа"
Информационная карта учащегося
Обучение
Педагогические чтения
зарегестрируйтесь на gosuslugi.ru
HotLog Индекс Цитирования

НИД И ПРОЕКТЫ
Статья №1 из 6 1 2 3 4 5 6 

Здоровая школа

Здоровье в образовании

Брюхова Марина Олеговна,

Заместитель директора

 по научно-исследовательской работе

 средней общеобразовательной школе

 с углубленным изучением

 отдельных предметов №7

 г.Красноярска

 

 

Здоровая школа:

Культура здоровья – гармония в мире отношений.

 

(Педагогические размышления)

 

 

 

Счастье – это драгоценный сплав

 высшего удовлетворения и радостного состояния,

 который может образоваться в благородном огне самосовершенствования.

Л. И. Рувинский

 

 

 

     Здоровье является интегральным состоянием. В связи с этим подтвержденным научными исследованиями фактом справедливо считать, что необходимо в условиях ОУ проводить его  развитие в согласованных между собой направлениях: медико-валеологическом, психологическом, социальном.

    Cогласимся, что здоровье есть состояние… А если, напротив, действие? Есть ли в природе что-то абсолютно статичное, находящееся в покое? Даже камень подвержен изменениям под воздействием природных факторов, находящихся в постоянном движении. При обращении к идее природосообразности человека логичной является гипотетичность того, что здоровье есть следствие действий человека в мире отношений к себе, к другим, к миру.  Гармония, активность в этом мире и есть здоровье для

человека.

      Монополия медицинской науки (теперь иногда психологической, социальной) на  термин ”здоровье” представляется не вполне оправданной. Существует немало доказательств тому, что источником человеческих недугов является стресс, полученный человеком при различных обстоятельствах, в том мире отношений, который его окружает. Едва ли  наедине с природой при благоприятных внешних условиях у индивида испортится настроение. При противоположной ситуации зерно стресса в нем самом, ведь нет ничего природосообразнее, чем принятие природы такой какая она есть.

     Образованность в области культуры отношений вот – что поистине важно на современном этапе. При осознании единства отношенческой культуры и здоровья человека, совершенно ясно представляется необходимость познаний человека в культуре здоровья, в нашем случае через образование в области культуры отношений во всех ее аспектах. Как безошибочно определить институты, где совсем юный человек мог воспринять, осознать, развиться, самосовершенствоваться во благо себе и другим?

       Главный институт, безусловно, семья. Образ бытия формируется у ребенка еще в утробе матери. Положительный опыт отношений в семье – важное условие успешности человека и в социальной жизни, и в выстраивании траектории личностного развития. Однако опыт показывает, что частыми могут быть примеры негатива в сфере семейных отношений. Нередко трудно переубедить родителей не кричать на гиперактивного ребенка, для которого крик – пусковой механизм  для истерик, нарушений сна, других факторов нарушения саморегуляции. Как следствие - снижение  иммунитета, частые простуды и более серьезные проблемы со здоровьем ребенка, да и родителей. Трудность убеждений отчасти состоит в том, что родители родом из семьи, где на детей так же бесконтрольно повышали голос, но казалось, они себя прекрасно чувствовали. Но еще 15-20 лет назад и игрушки были добрее, и информационное поле насилия было гораздо меньше. Очевидно, что части родителей необходимы знания, касающиеся культуры здоровья, как и детям.

      Более десятка лет ребенка сопровождает в мире знаний институт школы. Познание мира во всем его многообразии: “интересные” и “неинтересные” предметы, “веселые” и “невеселые” мероприятия, “уважаемые” и ”обожаемые” учителя, друзья и просто одноклассники… Все это мир отношений, в который погружается ребенок и становится его частью. Найдется ли еще более целесообразное место для реализации идеи образования культуре здоровья детей и родителей?

        Никто не оспаривает факт важности сопровождения ребенка в среде, где все подчинено цели сохранения и укрепления здоровья учащихся в стенах школы. Оснащенные медицинские кабинеты, бассейны, фитобары – это в школе. А за ее пределами - реалии жизни, насыщенные “вредностями”: субпродукты, никотин, нецензурная речь…

        Не случайно во всем вышеизложенном задан тон некоего рассуждения. Не раз педагогическая мысль вновь и вновь возвращается к вопросу о том, что с каждым из нас после “выпуска” во взрослую жизнь происходит и “плохое” и “хорошее”. Но одни свободны от соблазнов, а для других “вредности” становятся смыслом жизни.

         Один из аспектов определяющих  личностный путь человека – школьное образование, в частности познанию культуры здоровья. Нет необходимости вводить дополнительные часы валеологии или других родственных дисциплин, а необходимо так простраивать образовательную траекторию ученика, чтобы на каждом этапе, на каждой образовательной ступеньке происходило то событие, которое действительно является определяющим для формирования у него представлений о том, каким должен быть мир его отношений. Ребенок и родители в данном случае становятся на субъектную позицию. События здесь являются не моделями отношенческих структур, а здоровьесберегающими технологиями.

         Наверняка гипотетичность рассуждений оспорима. Если следовать прямой зависимости здоровья от культуры отношений к себе, к другим, к миру, то можно привести несколько доказательств в пользу гипотезы. Осознание необходимости закаливания есть отношение к себе и к миру, которому ты нужен здоровым. Умение выстраивать коммуникацию без стрессогенных факторов есть отношение к другим и, в первую очередь, к себе. Стремление к красоте, доброта, забота о человеке, об экологии есть отношение к миру и вновь к себе.

        В заключение не могу не привести фрагмент следующего события. Результатом работы в группах по развитию устной речи при сознательном  акценте на необходимости каждому ребенку услышать другого, стало осознание ребятами того, что, если внимательно слушать, стараясь понять говорящего, возникнет момент взаимной коммуникации. Ситуация в этом случае не обременена риском стресса. Не это ли урок культуры отношений в Здоровой школе?..           

               

 

       

 

 

 

 

 

 

 

  



25 октября 2005 г.


Школа №7; 660112, г. Красноярск, пр. Металлургов 20 “Б”; тел. 265-63-43; E-mail: krasschool7@mail.ru